пятница, 8 февраля 2013 г.

распоряжение о создании домовых комитетов санкт-петербург

В числе дискуссионных вопросов, связанныхP с изучениемP эпохи революции и гражданской войны (1917 1920Pгг.), не последнее место занимают вопросы условий жизни и труда рабочего класса [1]. Долгое время наука рассматривала все мероприятия советской власти в этой сфере как неизменное улучшение условий жизни рядового гражданина. Вполне естественным признавалось, что подобное улучшение стало возможным за счет враждебных революции классов, в том числе, «путем их физического уничтожения» [2]. Повышенное внимание исследователей к классовому подходу, например, в решении жилищного вопроса, характерно и для современной литературы [3]. В зависимости от личных пристрастий, авторы становятся на сторону как тех, кого выселяли, переселяли, «уплотняли», так и тех, кто вольно или невольно становился проводником государственной жилищной политики. При таком подходе на второй план отходили непосредственные жизненные проблемы и интересы граждан. Между тем, по словам современника революции, «быть может, ни одна из потребностей человека в массе не удовлетворена так мало и плохо, как потребность в благоустроенном и здоровом жилище; быть может, ни одно из благ жизни не распределено между людьми так неравномерно и несправедливо, как жилище» [4]. «ЭпохаP революционных перемен» стала «трагедией материального бытия» [5], от которой, в первую очередь, пострадало население крупных городов: Москвы, Петрограда, промышленных центров. Единственным городом, в котором в начале 1920-х гг. сохранилось миллионное население, осталась Москва. На заседаниях Пленума Моссовета в период с 3Pноября 1917Pг.Pпо 1Pсентября 1920Pг.Pна повестку дня 49Pраз выносилось обсуждение актуальных социально-экономических проблем, во всех случаях они были причиной или следствиемP «жилищной нужды» [6]. ЖилищныйP вопрос в то время был сопряжен с необходимостью предоставления трудящимся «здорового жилища», с «извлечением» их из подвалов, чердаков и прочего «неудобного жилья», куда их «загнал старый режим и капиталисты». Эту задачу планировалось решить путем отмены права частной собственности на недвижимость, имевшую стоимость свыше ценза, или служившую предметом постоянного найма. Декрет Президиума ВЦИК от 20Pавгуста 1918Pг. «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах» вводилP в действие муниципализацию строений, то есть упразднил право частной собственности, и передал недвижимое имущество в распоряжение органам местной власти. В общероссийском масштабе эта правовая норма действовала в течение 3-х лет, вплоть до декабря 1921Pг. В Москве муниципализация была проведенаP еще раньше, согласно Постановлениям Моссовета «о городских недвижимостях» от 30Pноября, 12Pдекабря 1917Pг.Pи 26Pянваря 1918Pг.PОтменялось право частной собственности, если стоимость строений была не менее 20Pтыс.Pруб., или, если чистый годовой доход с найма превышал 750Pрублей. Муниципализация, в основном, рассматривается нами на материалах Москвы: во-первых, здесь она была проведена раньше, чем в других городах, а также наиболее последовательно (ее логичным завершением стал «сплошной характер»). Во-вторых, самая полная источниковая база о ходе муниципализации представлена всего в 2-х городских архивах (Москвы и Петербурга), где отложились документы домовых комитетов жильцов и квартальных хозяйств. В фондах подведомственных Моссовету Центрального Жилищно-земельного отдела и 11Pжилищных райотделов, помимо директивных, статистических и делопроизводственных материалов вышестоящих организаций, широко представлены документы «низового уровня». В фондах этих отделов имеются протоколы общих собраний жильцов, заявления и прошения отдельных лиц, отчеты домовых комитетов о своей деятельности. Также сохранилась переписка домовых организаций с ЖЗО своего района по вопросам отопления домов, ремонта зданий, снабжения водой и продовольствием, уплотнения квартир иPт.Pд. Помимо источников массового происхождения, в архивных фондах отложились акты технического осмотра домов инженерами-специалистами, а также акты ревизий жилья, составленные государственными контролерами. PНаP первом этапе муниципализации признавалось сохранение права частной собственности на отдельные жилища. Как правило, речь шла об одноэтажных деревянных строениях, которые не подходили под действие постановлений, и своим видом напоминали, скорее, деревенскую избу, чем городской дом. В официальных документах они так и именовались «избами». Но уже с осени 1918Pг.Pв столице началась сплошная муниципализация, которая затронула и домовладения, формально не подходившие под действие декретов. Дома передавались в ведение районных Жилищных Советов и выборных домовых комитетов, которые становились коллективным собственником жилья. Они получили все права и обязанности юридического лица, в том числе, на определение жилищной платы, распределение помещений, ремонт, оплату счетов иPт.Pд. С точки зрения власти, в лице домовых комитетовP планировалось создать мощный регулирующий аппарат, контролирующий все потребности горожанина (домовую коммуну), которая займется распределением жилья, и обеспечит всем необходимым для жизни продовольствием, одеждой и топливом. Возникновение домовых комитетов стало возможнымP благодаря идее, высказанной ОбщегородскимP Союзом граждан Петрограда в марте 1917Pг., который предложил Временному правительству «опираться на дом, как на первую городскую единицу, созданную общностью места и ближайших интересов общежития». На основе предложений Союза Главное управление по делам местного хозяйства МВД выработало Положение «О городских домовых обществах и комитетах» (15 апреля 1917Pг.). Согласно документу горожане повсеместно обязывались создать общества «для целей благоустройства, охраны и улучшения условий жизни в доме». На них возлагалось: согласование интересов домовладельцев и нанимателей жилья, содержание зданий в надлежащем виде, создание отрядов самообороны и общеполезных заведений при доме (например, столовых), предоставление сведений о дезертирах и уклонявшихся от воинской службы иPт.Pд. [7] С введением карточной системы (июнь 1917Pг.) задачей домовых комитетов стала и «борьба с подделкой карточек, правильное их распределение и затем уже возможность отрубить хвосты (очереди А.Ф.) у булочных и мясных». К делу создания новых комитетов постепенно подключались профсоюзные организации, органы городского самоуправления, которые стали рассматривать их как разновидность рабочей кооперации [8]. К осени 1917Pг.Pполномочия домовых организацийP настолько расширились, что представители некоторых политических течений, отрицавших государственную власть, увидели в них ячейки Общества Будущего. По словам известного анархиста А.М. Атабекяна, в таком обществе не будет государственного принуждения, а возникнет равноправный союз городских и сельских общин. «Идея отчуждения в крупных городах земли с недвижимостями в общее пользование реяла над общественным сознанием, подобно идее перехода всей деревенской земли в руки трудового крестьянства» [9]. Наследство, которое досталось домкомам вP результате начавшейся муниципализации, было непростым. На стенах десятков московских домов отразились последствия революционных боев конца октября начала ноября 1917Pг.PДругой проблемой, с которой столкнулся горожанин зимой 1917/1918 гг., стало мародерство. Главными действующими персонажами устных городских историй, повествовавших о том, что где-то, с кем-то, что-то случилось, были красногвардеец и грабитель. Часто они уживались в одном лице, которое посредством волшебной формулы: «Откройте, именем революции!», вторгалось в частное пространство дома. Эта тема заняла одн

Алексей Федоров, историк. ОПЫТ РЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНОГО ВОПРОСА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ: СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИЛИ ВСЕОБЩАЯ ВАКХАНАЛИЯ (на материалах губернских городов Центрального промышленного района)

Научно-публицистический журнал

Актуальная история

Алексей Федоров, историк. ОПЫТ РЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНОГО ВОПРОСА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ: СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИЛИ ВСЕОБЩАЯ ВАКХАНАЛИЯ (на материалах губернских городов Центрального промышленного района). Актуальная история

Комментариев нет:

Отправить комментарий